Время работы:
с 7:30 до 18:00
Телефон:
34-33-84
Адрес:
ул. Кирова, 44а
г.Гомель, 246022

Правила безопасности на льду водоёма


Утомление и переутомление у детей школьного возраста.

К здоровью ребёнка школьного возраста нужно относиться очень внимательно. В этом возрасте легко пропустить какое-то заболевание или проблему, которая может дать о себе знать в будущем. Огромные нагрузки в школе, когда необходимо освоить большой объем учебной информации, дополнительные занятия в кружках, факультативные занятия могу привести к возникновению утомления. Под утомлением подразумевается временное понижение работоспособности организма, которое появляется вслед на напряженной работой на протяжении определенного времени.

О начале утомления школьника говорят следующие признаки:

  • снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время исполнения рабочих операций);
  • ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);
  • ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);
  • появление чувства усталости.

Утомление, само по себе, не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. В этой связи необходимо остановиться на вопросах профилактики утомления.

У школьников признаки утомления нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.

Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.

Учитывая физиологическую сущность утомления, гигиенисты ищут пути, отдаляющие его наступление и предупреждающие развитие утомления.

Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное воздействие на рост и развитие ребенка, она должна быть нормирована. Гигиеническое нормирование деятельности должно основываться:

  • на обеспечении оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания;
  • умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей;
  • деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.

Организация обучения детей и подростков в школах должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими требованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления.

Но если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанавливаются, у ребенка развивается переутомление, которое является патологическим процессом.

Переутомление - это состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.

Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражи-тельность, нервные тики и др.). При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно сердечно-сосудистой системы.

Выраженными признаками переутомления является:

  • резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;
  • нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность);
  • стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония).

Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьника необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях - комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.

Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственного труда и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе.

Режим дня - это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

  • свободное время, возможность обеспечить двигательную активность школьника по собственному выбору;
  • режим питания - интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5- 4 часов при 4-5 разовой кратности питания;
  • продолжительность и кратность сна - для детей 6-7 лет на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем). Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет: в 7-10 лет - 11-10 ч, в 11-14 лет - 10-9 ч, в 15-17 лет - 9-8 ч.
  • время пребывания на свежем воздухе в течение дня - общая продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем - 2,5-3 ч, в старшем - 2-2,5 ч;
  • продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома.

Быть здоровым современным ребенком – тяжелый труд, быть родителями - задача для сильных духом и неравнодушных мам и пап. Легкого вам жизненного пути мудрых педагогов на нем.

Врач-гигиенист отделения
гигиены детей и подростков
Л. В. Михалевская


Готовим ребенка к школе.

В жизни каждого родителя наступает тот самый момент, когда необходимо подготовить ребёнка к школе. Собрать ребёнка к школе не так просто. Наибольшую озабоченность вызывает, конечно, поиск подходящей одежды. При выборе одежды необходимо помнить, что одежда должна быть безопасной для здоровья. Учитывая, что одежда для учащихся предназначена для ежедневного, длительного ношения, как в холодный, так и в тёплый период года, предпочтение необходимо отдавать тканям из натуральных материалов. Синтетику лучше оставить для непродолжительной носки. Обладая низкой воздухопроницаемостью в «синтетике» жарко в весенне-летний период и холодно в осенне-зимний, она способна накапливать продукты обмена, выделяемые с потом, впитывать в себя жир с поверхности кожи, накапливать статическое электричество. Ребёнок не может чувствовать себя комфортно в такой одежде. Не стоит забывать, что одежда должна быть лёгкой, мягкой, удобной в покрое, соответствовать возрасту и размеру ребёнка. Покрой должен быть достаточно свободный, не ограничивающий движений ребёнка, кроме того при ношении узкой одежды, особенно брюк, происходит сдавливание кровеносных сосудов, органов брюшной полости, что может привести к различным заболеваниям. Выбирая одежду для ребёнка важно учитывать, что в учебных заведениях необходим деловой стиль. Обязательно приобретите сменную обувь. Оптимальный вариант – изделия из натуральной кожи. Подошва должна быть гибкой, чтобы движения были не скованы.

Нельзя забыть и о ранце, в котором ребёнок будет носить учебники. Использование ранцев более целесообразно, чем различного рода сумок и портфелей. Ношение ранцев на спине способствует равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку, освобождает руки. Ранец должен плотно прилегать к спине, его ширина должна примерно соответствовать ширине плеч, верхний край и плечи должны быть на одном уровне, а нижний край должен располагаться на уровне пояса.Все родители должны твёрдо знать, что правильно организованное рабочее место является важным фактором профилактики нарушения осанки и зрения. В идеале мебель должна «расти» вместе с ребёнком. Лучше всего приобрести для ребёнка стол-трансформер с регулируемой высотой и углом наклона. К сожалению, большинство родителей стараются купить обычные письменные столы. Если письменный стол высок, то для обеспечения удобной, рациональной позы купите регулируемый стул. И предусмотрите подставку под ноги, чтобы ноги находились на твёрдой поверхности. При правильной посадке стопы должны полностью стоять на полу (подставке), при этом колени должны быть согнуты под прямым углом. Спинка стула, в идеале, должна быть регулируемой. Ребёнок должен сидеть прямо, не откидываясь назад и не наваливаясь грудью на стол. Расстояние между столешницей и грудной клеткой должно быть примерно 10 м. Расстояние от глаз до книги не менее 30 см. Необходимо сразу приучать детей всю работу делать за столом, в том числе чтение.

Ещё нужна настольная лампа. Свет должен падать слева от ученика (для левшей справа), чтобы не давал тени от рабочей руки. Не допускайте прямого действия источника света на глаза – они должны воспринимать только отражённый от рабочей поверхности свет.При покупке канцтоваров уделите особое внимание на выбор ручек для письма. Обратите внимание на то, чтобы ручку для письма было удобно держать в руке (особенно хорошо подходят для этого ручки с прорезиненными поверхностями). Большая и тяжёлая ручка способствует развитию утомления мышц кисти. Сегодня есть специальные ручки для первоклашек, которые способствуют формированию навыков правильного письма и формированию хорошего почерка.

Отправляясь за покупками, обязательно возьмите с собой ребёнка, чтобы купленные вещи понравились не только вам, но и ему.


Культура питания

Давайте задумаемся, что такое культура питания и для чего она нужна? Мнение большинства будет основано на семейных традициях и самую вкусную еду готовила мама. К сожалению, менять сложившиеся с детства стереотипы не так легко. Хотелось бы остановиться на самых широко распространенных заблуждениях о вкусной и полезной пище. Начнем с того, что вкус можно и должно формировать.

Еда, которую вы употребляете должна быть вкусной, вот только вкус этот надо еще ощутить. Чаще всего причиной неправильного питания и переедания являются несоблюдение режима питания, если человек очень голоден, ему уже все вкусно. Эту особенность важно использовать при введении новых продуктов в питание ребенка - ребенок должен быть голоден перед тем, как пробует новую пищу. Интервалы между приемами пищи в течение дня должны быть 3,5 – 4 часа и не менее 12 часов ночью.   
Организм часто путает голод и жажду, поэтому за 20-30 минут до еды нужно выпить воды, именно воды, так как соки и прочие напитки это уже еда.

Для многих проблема переедания кроется  в спешке во время еды, а именно в глотании плохо пережеванной пищи, это затрудняет дальнейшее переваривание и отдаляет чувство насыщения. Пищи должна быть пережевана до консистенции кашицы, это примерно 30 жевательных движений на одно глотательное и уже ничего не хочется запивать, все легко глотается, при этом слюна уже начала процесс переваривания. Количество жевательных движений к тому же напрямую влияет на количество выделенных пищеварительных ферментов.

Атмосфера приема пищи должна быть спокойной, важна сервировка стола, тихая музыка, мысленные приятные воспоминания. Сидя перед компьютером или телевизором этого трудно достичь, да и контроль за количеством съеденного теряется.

Существует замечательная традиция семейных обедов или ужинов. Маленький секрет таких мероприятий заключается в создании особой связи между людьми, которые вместе едят. К сожалению, зачастую во время таких встреч могут обсуждаться серьезные проблемы и этого лучше избегать. Прием пищи должен проходить молча, а все вопросы лучше обсудить уже после еды. Все знают, что на сытый желудок мир воспринимается в более радужном свете, улучшается настроение и договорится между собой гораздо легче.

Пусть ваша еда будет полезной и вкусной!

Врач-гигиенист А. И. Зинович


Здоровье населения и окружающая среда. ЗОЖ

В формировании здоровья важна роль генетических факторов. Однако генетическая программа, получаемая человеком, обеспечивает его развитие при наличии определенных условий окружающей среды.

Каждый организм находится в многообразных взаимных связях с факторами окружающей среды, как абиотическими (геофизическими, геохимическими), так и биотическими (живыми организмами того же и других видов).

Организм человека во многом связан с остальными компонентами биосферы - растениями, насекомыми, микроорганизмами и т. д., то есть его сложный организм входит в общий круговорот веществ и подчиняется его законам.
Непрерывный приток атмосферного кислорода, питьевой воды, пищи абсолютно необходим для существования и биологической деятельности человека. Человеческий организм подчинен суточным и сезонным ритмам, реагирует на сезонные изменения температуры окружающей среды, интенсивности солнечного излучения и т. п.

Вместе с тем человек является частью особой социальной среды - общества. Человек - существо не только биологическое, но и социальное. Очевидная социальная основа существования человека как элемента общественной структуры является ведущей, опосредующей его биологические способы существования и отправления физиологических функций.

Эксперты ВОЗ определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Впоследствии эти выводы были принципиально подтверждены и применительно к нашей стране следующим образом (в скобках данные ВОЗ):

  • генетические факторы — 15-20% (20%) : здоровая наследственность, отсутствие морфо-функциональных предпосылок возникновения заболеваний; наследственные заболевания и нарушения, наследственная предрасположенность к заболеваниям
  • состояние окружающей среды — 20 — 25% (20%) бытовые и производственные условия, климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания;
  • медицинское обеспечение — 10-15% (7 — 8%,) медицинский скрининг, уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь, уровень первичной профилактики, качество медицинского обслуживания уровень профилактических мероприятий;
  • условия и образ жизни людей — 50 — 55% (53 — 52%). рациональная организация жизнедеятельности, образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт, полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование и пр.;

Здоровый образ жизни.

В последнее время, когда стало понятно, что медицина не может не только предотвратить, но и справиться с обрушившимся на нее обвалом патологии, интерес к здоровому образу жизни привлекает все большее внимание и специалистов, и широкого круга населения.

Сейчас понятнее становится тезис, что болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. Вот почему здоровый образ жизни является основой профилактики заболеваний.

Здоровый образ жизни- есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

Нетрудно видеть, что в определении ЗОЖ акцент делается на индивидуализацию самого понятия, т.е. вариантов ЗОЖ должно быть столько, сколько существует людей. В установлении ЗОЖ для каждого человека необходимо учитывать его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции и т.д.), возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, быта, материальное обеспечение и т.д.).

Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к ЗОЖ и к формированию его содержания и особенностей.

Структура ЗОЖ должна включать следующие факторы:

  • оптимальный двигательный режим;
  • тренировка иммунитета и закаливание;
  • рациональное питание;
  • психофизиологическая регуляция;
  • психосексуальная и половая культура;
  • рациональный режим жизни;
  • отсутствие вредных привычек;
  • валеологическое самообразование.

Формирование здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Поэтому, к сожалению, довольно часто люди лишь "пробуют" сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного. Так как здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.) и, наоборот, - постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить необходимыми консультациями, указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях и т. п.

Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций.

Врач-эпидемиолог отделения Власова Е.А.
надзора за организациями здравоохранения


Консультация для родителей «На пороге школы».

Уважаемые мамы и папы!

Вы стали родителями первоклассника, и главное для вас сейчас - четко понять: чего вы ждете от своего ребенка, когда он стал школьником. Ожидания родителей могут быть самыми разнообразными. В то же время взрослые должны понимать, что именно от них зависит, станет ли первое сентября праздником, с которого начинается увлекательное путешествие к знаниям, или первым днем одиннадцатилетнего заключения в учреждении под названием «школа». И главное: сможете ли создать ребенку психологически комфортные условия, при которых адаптация к школе пройдет легко и безболезненно.

Сегодня наше «родительское собрание» будет направлено на то, чтобы найти ответы на спорные вопросы, которые, я надеюсь, помогут вам лучше понять себя и своего первоклассника.

Следующий вопрос: «Могут ли родители формировать личностную и эмоциональную готовность к школе?»

Дошкольника практически невозможно научить тому, чему он не хочет. Поэтому все обучение детей до 6-7летнего возраста основано на игровых методиках. А к 7 годам ребенок от «хочу» уже движется к «надо». Начинается переход к школьной позиции, ведущий мотив деятельности меняется с игрового на учебный, это напоминает передачу палочки в эстафете. Вот один бегун поравнялся с другим. Какое-то время они бегут вместе, палочка предана, и постепенно первый бегун отстает, второй вырывается вперед. Теперь эстафету ведет он. Игровой мотив при такой эстафете может остаться, но он делается подчиненным. Это происходит у детей в разное время - у кого-то в дошкольном возрасте, у кого-то прямо в августе, у кого-то в процессе адаптации, именно поэтому ребенок может брать с собой и школу игрушку.

Перед школой и в первые школьные дни ребенок еще может сказать: «У меня три тетрадки зеленые и три синие, а еще есть беленькая». Став настоящим учеником, он скажет уже иначе: «У меня три тетрадки по математике и три тетрадки по русскому, и еще тетрадь по природоведению». И он не будет больше любоваться своим пеналом и ранцем - он будет ими пользоваться. И если ребенку поставили двойку, это не значит, что учительница плохо к нему относится, а значит, что он плохо выполнил задание. Это тоже постепенно станет для него ясным.

Вывод такой: «От «хочу» к «надо» переход долгий. Родители, не ждите его за один день».

Вопрос такой: «Знаете ли вы, дорогие родители, как отличить творческого ребенка от нетворческого?»

Творческий ребенок спрашивает, что нужно сделать, а нетворческий, не имеющий поисковой активности. - как. Познавательная активность - это, может быть, самое главное, что хочется увидеть в дошкольнике. Все мы помним период «почему?»,; если почемучек «от 2 до 5» родители поддерживали, подкрепляли их интерес к миру, то очень велика вероятность, что после пяти этот интерес не угаснет, а разовьется. Как можно поддержать интерес и как ею загасить?

Если мы с ребенком вместе разбираем машинку и смотрим из чего она сделана, как она сделана, а не ругаем материальную ценность - это значит мы поддерживаем интерес к познанию окружающего мира.

Давайте задавать детям вопросы! Когда детей не кормят готовыми ответами, а поощряют наблюдать, думать и пробовать, то их поисковая активность возрастает. Мало того, растет творческий потенциал! Существуют исследования, подтверждающие, что когда детям специально дают задания на развитие творческого мышления, сразу начинает активно интеллектуально развиваться даже ребятки с задержкой психического развития. В развитии поисковой активности ребенка нужно выделить три аспекта. Первое - интерес к окружающему миру ребенка, второе - родители стимулируют этот интерес, третье - взрослым должно быть самим интересно открывать мир вместе с ребенком.

Вывод: «Задавайте детям вопросы».

Предлагаю вам, уважаемые родители, найти ответ на последний вопрос нашего сегодня диалога и, как мне кажется .наиболее важного: «Как получить гармонично развитого семилетку, всесторонне готового к школе?»

Для этого требуется совместное полноценное житие. Если ребенок живет вместе с родителями, а не в каком-то параллельном мире, то ежедневное участие в жизни семьи - залог его полноценного развития. Мы можем заниматься с детьми чем угодно - и это будет их развивать. Мет никакой разницы, чем именно занимаются родители (готовят обед, гуляют в парке), важно, чтобы они занимались этим вместе с детьми. Потому что ребенок, с которым дома разговаривают, которому читают и дают рисовать, с которым вместе делают любые домашние или не домашние дела — обязательно будет нормально развит. Часто родители жалуются на дефицит времени, на усталость. Надо научиться преодолевать себя. И вопреки усталости и нежеланию, придя домой с работы, начинать совместную жизнь с ребенком.

Вы должны понять главное: ребенок не растет сам по себе. Не тешьте себя иллюзиями, что без усилий со стороны взрослых, вырастет прекрасная роза. Живучий бурьян пожалуйста, сколько угодно. Но культурное, ухоженное растение вырастет лишь там, где за и им ухаживают.

И самый главный вывод нашей беседы: «Всесторонняя готовность к школе - следствие полноценной жизни вместе со всей семьей. Вместе, а не рядом!»

footer