Памятка для родителей «Безопасность ребёнка»
Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:
Можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:
Именно от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.
Для того, чтобы обеспечить безопасность ребёнка взрослым необходимо предпринять ряд мер и строго придерживаться основных требований безопасности.
В первую очередь с ребёнком нужно проводить постоянную разъяснительную работу, используя примеры, сказки, рисунки и всё то, что поможет ребёнку понять, какие ситуации бывают опасными, как поступить, попав в них и как их избежать. Учёба пойдёт впустую, если не учитывать и особенности детской психики, которая противится формам «запрещено», «нельзя», «ты обязан» и т.д. Лучше действуют формулы типа: «Давай учиться вместе, помоги мне избавиться от беспокойства за тебя». Ситуации следует проверять в игровой форме, а объяснения лучше подкреплять доступными примерами. Если, например, ребёнок, совсем мал, напомните ему о печальной судьбе семерых козлят, доверившихся волку, или о Красной Шапочке, которой больше повезло.
Второе – родителям необходимо создать ребёнку благоприятные условия в жилище, используя всевозможные защитные механизмы, приспособления и соблюдая самим правила пожарной безопасности.
Еще одно из главных условий безопасности ребенка — это его к вам доверие. Что бы с ним не случилось, он должен знать: папа и мама всегда помогут, и не бояться ничего вам рассказывать. Будьте в курсе того, кто окружает вашего ребенка в гимназии, на детской площадке или в секции. Если ребенок кажется подавленным, расстроенным, осторожно расспросите его, дайте понять, что он всегда может рассчитывать на вашу защиту и поддержку.
ОДИН ДОМА
ИЛИ КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ОСТАЁТСЯ НАЕДИНЕ С СОБОЙ
Что для нас родителей может быть дороже наших любимых малышей? Вопрос банальный и ответ на него всего один-единственный, но для того, чтобы понять, о какой важной теме пойдет речь, задайте его себе. Возможно, все эти правила и советы, изложенные здесь, покажутся вам простыми и понятными, но именно они "писаны кровью".
У каждого из родителей свои взгляды на то, до какой степени следует обеспечивать детскую безопасность. Кто-то считает, что малышу изучать азы охраны безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) лучше на собственном опыте, - падая и обжигаясь, но запоминая эти уроки на всю жизнь. А кто-то впадает в другую крайность, чрезмерно опекая ребенка едва ли не до совершеннолетия. Обе крайности одинаково опасны. Первая может привести к серьезным травмам, которых вполне можно было бы избежать, а вторая делает малыша совершенно беспомощным перед лицом возможной опасности, не способным должным образом среагировать и защититься. Возьмем положительные моменты этих полярных методов воспитания и создадим некую "золотую середину".
Жизнь по правилам
Нельзя сказать однозначно, с какого возраста можно оставлять малыша дома одного. Это зависит от многих обстоятельств и, в первую очередь, от самого ребенка. Верно лишь одно: дошкольник может находиться без присмотра непродолжительное время и то при условии, что он твердо знает, что можно делать, а что нет. Практически все дети любят различные ритуалы и следят за неукоснительным их выполнением. Попробуйте-ка не помыть крохе руки после прогулки, не прочитать сказку перед сном или не напоить вечерним молоком с медом, если все это повторялось изо дня в день. Он непременно возмутится и напомнит вам о том, что вы забыли сделать. Поэтому знакомьте ребенка с правила безопасности, как с ритуалом, который обязательно должен соблюдаться. Тогда ваше чадо охотнее будет соглашаться с некоторыми требованиями и ограничениями.
Разговаривать на темы безопасности нужно регулярно - дома, на улице, в транспорте, используя подходящие ситуации и истории из жизни. И не просто рассказывать, а обязательно задавать малышу вопросы, чтобы убедиться, что он все правильно понял и запомнил. Очень важно не запугивать ребенка различными "страшилками", вроде стишков о "маленьком мальчике", а давать четкую, правдивую информацию. Малыш должен знать, как вести себя в экстремальных ситуациях, которые могут произойти дома: пожар, короткое замыкание, утечка газа, авария водопровода. И еще. Периодически возвращайтесь к уже "пройденным" темам, не бойтесь говорить об одном и том же снова, снова и снова. Ведь дети имеют обыкновение многое забывать и порой делают всякие глупости просто по незнанию…
Кто стучится в дверь ко мне?
Какое правило для малыша, остающегося дома в гордом одиночестве, стоит под № 1? Правильно, "никому не открывай дверь". Но подобные слова для ребенка - пустые слова, он все равно поймет их по-своему. Например, так: "Нельзя открывать дверь бандитам, а соседу дяде Коле можно и этой симпатичной тетеньке тоже можно, ведь она назвалась почтальоном…" Довольно часто дети представляют себе преступников злобными, страшными, с ножами и пистолетами. Ребенок даже не предполагает, что милый, симпатичный, а тем более знакомый человек может быть самым настоящим бандитом. Но по статистике, наибольшее число насилия над детьми совершается именно знакомыми людьми: соседями, родственниками, приятелями…
Решите для себя, как в подобной ситуации следует действовать вашему ребенку.
Вариант первый. В ответ на звонок малыш должен посмотреть в глазок и спросить: "Кто?". Если за дверью кто-то хорошо знакомый (бабушка или дедушка), он может открыть дверь. Если знакомый, но не близкий (например, соседка), нужно попросить его прийти позже, когда вернется мама или папа. Если же посетитель ребенку незнаком вообще, то лучше сказать что-нибудь вроде: "Папа сейчас в ванной, а когда выйдет - он вам откроет".
Второй вариант. Не подходить к двери вообще, кто бы ни звонил. При этом ребенок должен четко знать: у вас и ваших близких родственников есть ключ. Четко объясните малышу, что "никому не открывать дверь" - это значит НИКОМУ, кем бы человек ни представлялся и что бы он ни говорил. Сотрудница детского журнала однажды рассказывала, как взялась отвезти девочке приз, полученный ею за участие в конкурсе рисунков. На вопрос ребенка: "Кто там?" девушка ответила, что она из такого-то журнала. В ответ дверь моментально распахнулась, и семилетняя девчушка, которая была дома одна, радостно бросилась на шею представительнице любимого издания. После этого случая призы стали рассылать исключительно почтой. Поэтому родители должны доходчиво объяснить своему малышу, чтобы он ни при каких обстоятельствах не нарушал этого правила.
Ребенок, остающийся дома один, должен уметь пользоваться телефоном. Напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте номера скорой помощи, пожарной охраны, милиции, мобильные родителей, а также телефонный номер кого-нибудь из родственников, друзей или надежных соседей, живущих поблизости и готовых в случае необходимости прийти на помощь. Ребенок должен четко знать, в каком случае и по какому телефону он должен позвонить, а также уметь правильно назвать свою фамилию и адрес. Кстати, о телефонах. Объясните малышу, что, отвечая на телефонные звонки, он ни при каких обстоятельствах не должен сообщать звонящему свое имя, адрес и то, что он дома один. Самым лучшим ответом будет: "Мама сейчас занята. Перезвоните позже".
Бусинки и всякие мелочи
Конечно, все слышали о пуговицах, фасолинах и других мелких предметах, которые ЛОР-врач достает из ушей, носа или дыхательных путей малышей. Наверное, вы думаете, что это удел крошечных несмышленышей, которые еще не понимают, что так делать "ай-ай-ай"? Но так далеко не всегда. Крошки могут засунуть себе что-нибудь в нос или ухо, скорее всего, случайно, неосознанно, а вот 3-6 летний ребенок сделает это совершенно сознательно, и причины будут очень разные. Малыш растет, становится более умным и изобретательным, расширяются сценарии его ролевых игр, усиливается познавательный интерес к окружающему миру и себе самому. Одна моя подруга обнаружила у четырехлетней дочери в носу крупную бусину, которую она засунула туда из чистого любопытства: "А что произойдет с моим носом, если я так сделаю? Сможет ли он дышать?" К счастью, ничего произойти не успело. Эта же девочка, играя в больницу, складывала в рот пуговицы "как будто таблетки". И чем развитей воображение, тем изобретательнее могут стать поступки ребенка. И бесполезно прятать от него все мелкие предметы в доме (да это и невозможно). Подобные действия обезопасят грудничка, но не спасут шустрого, вездесущего пятилетку. Способ борьбы с такими горе-экспериментаторами один. Необходимо четко и понятно объяснить ребенку возможные последствия таких экспериментов, но не путем запугивания, а основываясь на знаниях о своем теле и его функциях. И чем раньше вы начнете такие беседы, тем лучше. Ведь даже трехлетний малыш способен понять элементарные основы физиологии. Но объясняйте все это не тогда, когда "гром уже грянул", а в качестве профилактики. И касается это не только инородных тел, но и абсолютно всех остальных правил безопасности. Для того чтобы все доходчиво объяснить ребенку, понадобится детская энциклопедия о человеке с хорошими реалистичными картинками, но подойдет и взрослый медицинский атлас (именно по нему мы с детьми и изучаем строение нашего тела). Расскажите малышу о дыхательной системе, о том, как мы дышим, как важно, чтобы дыхательные пути оставались свободными для прохождения воздуха и к каким печальным последствиям может привести остановка дыхания. И что относится это не только к бусинам и пуговицам, а и к всевозможным играм с одеванием кульков на голову и ремней или поясов на шею ("я собачка и буду ходить на поводке"). Не забудьте, поговорите с ребенком и об органе слуха, рассмотрите его устройство и расскажите о том, как печально для человека не слышать пение птиц, шум ветра и дождя, музыку, голоса близких людей. Ведь именно к этому может привести засовывание в уши палочек, спичек, горошин и других предметов. Аналогично рассказывайте и о последствиях других необдуманных поступков.
Загадочный ток
Нельзя сбрасывать со счетов и электричество. Обязательно расскажите своему ребенку назначение и устройство розеток, а еще лучше, чтобы папа вместе с малышом разобрал одну из них. Однажды увидев устройство розетки, ребенок, скорее всего, не захочет разбирать ее самостоятельно. Поэтому объясняйте и постоянно напоминайте малышу, как опасно засовывать в розетку разные предметы, особенно металлические. Покажите ребенку, как правильно вставлять вилки электроприборов в розетку и вытаскивать их. Подчеркните, что делать это можно только в присутствии родителей и обратите внимание на то, что нельзя дотрагиваться руками до металлических контактов, особенно не нужно этого делать мокрыми руками. Важно, чтобы ребенок из страха быть наказанным не скрыл от вас возможный неприятный инцидент. Поскольку иногда электротравмы имеют отдаленные негативные последствия.
Это же в полной мере относится и к бытовым отравлениям.
Сказки-помощники
Сказки - верные помощники родителей во многих жизненных ситуациях. В общем, сказка - ложь, но что-то в ней есть… И если вы будете не просто читать малышу на ночь сказочную историю, но и обсуждать прочитанное, то с раннего детства заложите основы необходимых правил безопасности. Ну как еще доходчивее можно объяснить крохе, что нельзя открывать дверь квартиры чужим людям, даже если они кажутся хорошими и добрыми, как не на примере сказок. Вот волк и на маму-козу стал похож, и на бедную маленькую овечку, только бы обмануть доверчивых козлят и поросят. А цель-то понятна - съесть их всех. Только сказки заканчиваются хэппи-эндом, а вот в жизни чаще все совсем наоборот… Почти в любой сказке, народной или авторской, есть достойные обсуждения моменты. Это и упомянутые "Три поросенка", и "Волк и семеро козлят", и "Красная Шапочка", и даже "Колобок". У А. Усачева в книге "Маленькая собачка Соня" есть поучительная, но не страшная история о Сониных экспериментах с электричеством. А чудесная сказка А. Линдгрен "Малыш и Карлсон" - это просто учебник по ОБЖ; только и обсуждай экстремальные ситуации, в которые Малыша втягивал неугомонный Карлсон… В общем, побольше вам, дорогие родители, изобретательности, понимания и здравого смысла и тогда с вами и вашими малышами никогда ничего не случится…
Когда пора?
Кто-то спокойно оставляет дома 5-летнего кроху, кто-то не может "бросить" и на полчасика 8-летнего школьника. Но в любом случае важно учитывать следующие факторы.
Хорошо, если малыш умеет самостоятельно играть, рисовать, лепить, раскрашивать. То есть развлекать себя в ваше отсутствие.
Правила поведения для детей в зимнее время.
Пожалуй, одним из главных вопросов "зимней" безопасности является детская безопасность, так как каждую зиму детский травматизм увеличивается примерно на треть.
Санки, лыжи, коньки – самые любимые развлечения детей зимой. К сожалению, именно они становятся причиной многих травм. Здесь основополагающей является роль взрослых, которые должны научить ребенка правилам поведения, позволяющим избежать получения травм. Необходимо проверить санки – не повреждены ли они, крепление на лыжах – надежно и правильно ли оно прикреплено к ногам ребенка, а коньки – на соответствие размера.
Именно взрослые должны проконтролировать места, где играют их дети зимой. Склон, который выбирается для спуска на санках или лыжах, обязательно должен быть вдалеке от дороги, свободен от палок и корней деревьев. Ребенок должен понимать, что катаясь с закрытыми глазами, можно столкнуться с препятствием, а спуск спиной, снижает возможность управлять санками. Особенно опасно цепляться к транспортным средствам, привязывать санки друг к другу. На коньках лучше всего кататься в специально оборудованных местах или катках.
Игра в снежки, еще одна зимняя забава, которая может привести к детским травмам, поэтому задача взрослых убедить ребенка беречься от попадания снега в лицо и не бросать снежки с ледяной корочкой и обледенелыми кусочками снега в друзей.
Во избежание травм на скользкой поверхности, правильно подберите ребенку обувь: предпочтение лучше отдать обуви с ребристой подошвой, произведенной из мягкой резины или термоэластопластов, без каблуков
Научите ребенка перемещаться по скользкой улице: не нужно спешить, стараться избегать резких движений, смотреть себе под ноги. Держать руки в карманах в гололед опасно, при падении едва ли будет время их вынуть и ухватиться за что-нибудь. Большую опасность в гололед представляют ступеньки. Ногу при спуске по лестнице необходимо ставить вдоль ступеньки, в случае потери равновесия такая позиция смягчит падение.
Еще одна распространенная зимняя травма – обморожение.Повреждение тканей под действием холода может наступить не только при низких температурах воздуха, но и при температуре выше нуля, особенно во время обильного снегопада, при сырой погоде, влажной одежде, тесной обуви. Обморожению подвергаются чаще всего пальцы рук и ног, щеки, нос, уши.
Обморожения чаще всего наступают незаметно, без боли, поэтому необходимо обращать внимание на цвет румянца у ребенка (нормальный румянец – нежно-розового цвета, если он стал неравномерный, с ярко-красными или белыми пятнами – возможно, это обморожение), проверять чувствительность кожи лица, постоянно шевелить пальцами рук и ног.
Правильно одевайте ребенка для прогулок: необходимы варежки – не промокашки, шарф, шапка из водоотталкивающего материала на теплой подкладке, обувь, не сдавливающая ногу и не пропускающая воду. Кожу лица нужно защищать специальным детским кремом.
Уважаемые взрослые! Многих серьезных травм можно избежать, если вы будете внимательно следить за своими детьми и научите их простейшим правилам безопасного поведения!